История развития АВИАЦЕНТРА

Историю Новосибирского учебного авиационного центра им. А.И. Покрышкина следует писать все же не с 21 июля 2004 года.  В этот день постановлением губернатора Новосибирской области было создано областное государственное учреждение  дополнительного образования детей и подростков.

Уникальность Авиацентра заключается в том, что почти любой школьник Новосибирской области, желающий поближе познакомиться с небом, прыгнуть с парашютом, научиться летать на  самолёте может осуществить свою мечту.

Михайлов А.М.

Михайлов А.М. первый директор

Дело в том, что еще до постановления губернатора это был не учебный авиационный центр, а Школа юных пилотов, структурно входящая в Новосибирский авиационно-спортивный клуб (НАСК) РОСТО (ДОСААФ).  Но отсутствие финансирования школы со стороны ДОСААФ вынудило ее руководство обратиться к действующему в то  время губернатору Новосибирской области Виктору Александровичу Толоконскому.  Те, кто сегодня здесь работает, говорят, что авиацентр сохранился только благодаря Виктору Александровичу  Толоконскому, а еще в этом заслуга бывшего директора Школы юных пилотов Александра  Михайлова, пилота первого класса, выпускника Академии гражданской авиации.

Будучи губернатором Новосибирской области В.А. Толоконский летал по своим рабочим делам в  столицу на самолете ТУ-154, на котором не редко командиром экипажа был Александр Михайлов. Однажды во время  такого перелета Александр Михайлович обратился к губернатору, рассказал ему, что в Новосибирске при авиационно-спортивном  клубе РОСТО (ДОСААФ) есть такая «Школа юных пилотов», давшая ориентир на выбор профессии многим детям и подросткам,  юношам и девушкам, но сегодня эта школа в бедственном положении, фактически лишена финансирования.  Толоконский внимательно выслушал, и вскоре был принято решение о создании учреждения дополнительного образования детей.

Губернатор со слушателями НУАЦ

Губернатор Толоконский В.А.

В выигрыше остались все, и самое главное – юноши и девушки, которые, благодаря главе администрации области, вновь начали летать на самолетах и вертолетах, но уже не в качестве пассажиров, совершающих ознакомительные  полеты, а под руководством инструкторов стали пилотировать летательные аппараты. Так, изменив своим постановлением статус  «Школы юных пилотов», Виктор Толоконский фактически дал ей новую жизнь, но уже в другом качестве –  Новосибирского учебного авиационного центра им. А.И. Покрышкина.

Педагогами Авиацентра проводится целенаправленная работа по выявлению ребят, проявляющих интерес к лётной работе, их знакомят с различными авиационными профессиями, проводят психологический отбор, выявляют способность ребёнка к лётной работе. Затем идёт обучение в лётной группе, где дети изучают теорию и занимаются практикой на тренажёрах. Ребята, годные по состоянию здоровья, выходят на полёты, где окончательно принимают решение: связать свою судьбу с профессиональной лётной деятельностью. Ведётся большая работа по коррекции здоровья, питания, отдыха, физических нагрузок детей, что позволяет в период формирования и перестройки организма своевременно выявить нарушения, отклонения в организме и устранить их до поступления в авиационные учебные заведения.

Полномочия учредителя авиацентра осуществляет администрация, департамент имущественных и земельных отношений, министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. В мае 2009 года Авиацентр  получает лицензию на право осуществления образовательной деятельности по спортивно-техническому,  военно-патриотическому и социально-педагогическому направлениям. Спортивно-техническое включает обучения летное,  парашютно-десантное и тренажерно – летное. Военно-патриотическое – это кадетские классы и в военно-патриотические клубы.  Социально-педагогическое предполагает занятия в «Школе юных бортпроводников».

Прежде, чем рассказать о тех методистах, инструкторах, кто обучает курсантов авиацентра, вновь вернемся к историческим корням его создания. Эти корни уходят в далекие 30-е годы, когда зарождалась отечественная авиация и г.Новосибирск, стал  одним из ведущих центров страны в подготовке летчиков и авиационных специалистов. В 1930 году была создана 1-ая Сибирская  школа пилотов ОСОАВИАХИМа и за три года она сделала несколько выпусков пилотов. Школа может гордиться  своими выпускниками, т.к. среди выпускников есть Герои Советского Союза. В конце 1934 года эта школа была реформирована в  Новосибирский аэроклуб, а он, в свою очередь, был преобразован в Новосибирский учебный авиационный центр ДОСААФ, правда,  случилось это не скоро, а спустя три десятилетия (1964 год).

В 1992 году в условиях фактического отсутствия финансирования организаций ДОСААФ, НУАЦ был реорганизован в аэроклуб, вскоре его закрыли. Но спустя два года аэроклуб возродился в новом качестве, как молодежный авиационный центр  «Сиблет», в чем основная заслуга выпускника аэроклуба четырехкратного чемпиона мира по вертолетному спорту  Владимира Смирнова. В 1997 году центр стал лучшим среди аналогичных подразделений оборонных организаций РОСТО (ДОСААФ) страны.

Летная практика

Летная практика

В 2001 году РОСТО (ДОСААФ) вновь всколыхнули преобразования и «Сиблет» был реорганизован в «Новосибирский авиационно-спортивный клуб» (НАСК) РОСТО (ДОСААФ), который возглавил Сергей Анатольевич Осинний,  талантливый, дальновидный руководитель и первоклассный лётчик, он не раздумывая включил Школу юных пилотов в свою структуру,  хотя это было очень обременительно по финансам.

В марте 2017 года в результате реорганизации Авиацентр был присоединен в качестве «Отдела летно-технической и парашютно-десантной подготовки» к ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ».

Кому-то эта биография малой авиации Новосибирской области может показаться драматичной, но так уж все складывалось на протяжении многих десятилетий, так как подготовка пилотов всегда требовала вложения немалых средств.